Историческая справка:
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район является самым северным районом Красноярского края, занимает территорию полуострова Таймыр. В состав района входят также острова архипелага Северная Земля, восточная часть Гданского полуострова и северная часть Среднесибирского плоскогорья.
Первые люди проникли на Таймыр еще в эпоху мезолита (в X—V тыс. до н. э.). Они пришли сюда вслед за отступавшим ледником, занимаясь охотой и рыболовством. Древнему человеку удалось освоить земли даже севернее нынешнего Норильска. Но поначалу поселения были временными: с наступлением зимы люди уходили на юг.
В I тыс. н. э. из Южной Сибири на Таймыр под давлением кочевых племен пришли предки современных ненцев. Основой их хозяйства были пастушеское оленеводство, сухопутная и морская охота, рыболовство. Основной объект охоты — северный олень, а рыбной ловли — нельма, сиг, чир. Древнейшее из известных поселений жителей Таймыра обнаружено на левом берегу реки Тагенар, в 5 км от ее впадения в реку Волочанку, на пути, по которому очень удобно было переходить из бассейна реки Енисей в бассейн реки Лены.
Русские шли на Таймыр, прежде всего, за пушниной. Территория Таймыра, или Пясида, как называли этот край русские землепроходцы в XVII в., была частью Мангазейского уезда, учрежденного в 1601 г. и раскинувшегося от реки Оби на западе до реки Анабары на востоке. Административным центром стал город Мангазея, построенный на правом берегу реки Таз. На протяжении XVII в. этот город за Полярным кругом был не только центром соболиных промыслов, но и центром арктического мореплавания, откуда русские землепроходцы продвигались на Север и восток Сибири.
Научное изучение полуострова началось с Великой Северной экспедиции 1734—1743 гг. Изучением таймырского побережья занимались несколько отрядов одновременно: с запада — со стороны Енисея и с востока — от Лены. Впервые на карте появились очертания Таймырского полуострова. Имена участников экспедиции увековечены на карте Таймыра в географических названиях — Берег Харитона Лаптева, мыс Челюскин, шхеры Минина, берег Прончищева, пролив Овцына. В XIX в. начали искать путь для прохода судов по северным морям России. В 1875 г. небольшое парусное судно Норденшельда «Прёвен» через пролив, носящий теперь это название, вошло в бухту, которую Норденшельд считал лучшей на всем северном побережье. Он назвал ее гаванью Диксона. Удачные экспедиции Норденшельда в 1875—1876 гг. в устье Енисея рассеяли пессимистический взгляд на судоходность в Сибири. 1876 г. считается годом начала пароходных торговых плаваний через Карское море в устье Енисея. А первые грузы с Енисея (графит, рыба, меха и др.) были вывезены в 1877 г. на небольшом парусном судне «Утренняя заря», которое совершило плавание на средства М. К. Сидорова. Его именем назван мыс в заливе Миддендорфа на таймырском побережье.
12 декабря 1822 г. в связи с административной реформой М. М. Сперанского была образована Енисейская губерния. Центром губернии с самого начала был город Красноярск. Вместо старых уездов на территории новой губернии было образовано пять округов: Красноярский, Ачинский, Минусинский, Канский и Енисейский — самый большой по территории с находившимся в его ведении Туруханским краем. Для удобства управления Туруханский край разделялся на три участка: Туруханский (или Тазовский), Верхнеимбатский и Дудинский, который занимал центральную часть края. На этой территории располагалось 3 селения, 26 станков, 36 выселков. Управлялась территория Дудинского участка особым смотрителем — урядником, в обязанности которого входили наблюдение за сбором ясака с населения, надзор за продажей казенной соли, пороха, свинца. Все коренное население в податных целях объединялось русской администрацией в управы, возглавляемые старшиной (князцом). Каждая из управ была территориально-административной единицей. На Енисейском Севере (на территории Эвенкии и Таймыра) было создано 34 управы. Князьки избирались из наиболее богатых, влиятельных и почтенных жителей. Выборы происходили на сугланах — родовых собраниях. Избирались старосты и старшины сроком на три года и утверждались губернатором.
Коренные жители Туруханского края и его северной окраины пребывали в бедственном положении. Первым, кто обратил серьезное внимание на этот край во второй половине XIX в., был сибирский предприниматель М. К. Сидоров, который пытался поднять экономику края за счет развития Северного морского пути и создания торгового флота.
Первая на Таймыре школа была открыта в Дудинке в 1920 г. Наряду со стационарными школами организовывались кочевые школы для детей оленеводов: учителя кочевали вместе с оленеводами и обучали их детей грамоте. В 1934—1935 гг. работали уже девять национальных школ-интернатов, 10 кочевых школ, красные чумы, пять русских начальных и две средние школы, пять пунктов по ликвидации безграмотности. Кочевые школы просуществовали до 1936 г. и были упразднены. Однако с этого времени стали открываться школы-интернаты.
Первая больница в Дудинке была открыта в 1927 г. К моменту образования округа на его территории было пять врачебных участков и медпунктов: в Дудинке, Волочанке, Толстом Носу и в Хатангской тундре. В 1930 г. началось строительство больниц в районах.
Тяжелое экономическое положение тундровиков и форсированные темпы коллективизации стали причиной восстания долган и нганасан в Авамском и Хатангском районах в апреле 1932 г. Участники этих событий в 1938 г. были репрессированы, а их олени переданы в колхозы округа. В 1936 г. большинство хозяйств было переведено в сельхозартели, и коллективизация была завершена к 1940 г.
В 1920—30-х гг. также продолжал осваиваться Северный морской путь, возникли порты Диксон, Дудинка. В 1929 г. в связи со строительством лесокомбината и порта для морских судов на Енисее был заложен город Игарка. Через Игарский порт шел основной поток лесного экспорта из Красноярского края. Также в Игарке были введены в строй графитно-обогатительная фабрика, две электростанции и три кирпичных завода, совхоз Игарский («Полярный»). Кроме того, в Игарке была создана научно-исследовательская станция полярного земледелия.
В годы Великой Отечественной войны на Таймыре продолжала развиваться промышленность. Был пущен в действие Норильский горно-металлургический комбинат. С 1 мая 1942 г. Норильск стал давать электролитный никель. К концу войны выпуск валовой продукции комбината по сравнению с 1942 г. увеличился в три раза, меди и никеля — в 11 раз, добыча угля возросла в восемь раз, а руды — в девять раз. Государственный комитет обороны выделил группу самолетов для постоянной доставки норильского никеля в Красноярск на оборонные заводы.
Не прекращались в годы войны и геологоразведочные изыскания нефти и газа в Усть-Енисейском районе, Нордвике и Усть-Порту. Развивалась рыбная промышленность. В январе 1942 г. на Диксоне был организован комбинат для отлова белухи и нерпы. В 1942—1943 гг. были созданы пять моторно-рыболовецких станций, работал Усть-Портовский рыбоконсервный комбинат, девять рыбоприемных и обрабатывающих пунктов, три рыбозавода в Дудинке, Толстом Носе и Хатанге. Добыча рыбы в годы войны возросла в три раза. В полтора раза увеличилась добыча пушнины, значительно возросло общественное поголовье оленей.
Несмотря на то что Сибирь была глубоким тылом, именно Таймыр в годы войны стал единственным местом за Уралом, где прошли боевые сражения. Немцы намеревались прервать движение советских судов по Северному морскому пути между островами архипелага Новая Земля и проливом Вилькицкого, а также разрушить полярные порты СССР. Однако детально продуманная и важная для фашистской Германии операция «Вундерланд» закончилась, не решив ни одной из поставленных задач. Ныне на Таймыре установлено несколько монументов, посвященных его защитникам: памятник-мемориал морякам-североморцам, защитникам Диксона, павшим в бою с фашистским линкором «Адмирал Шеер», военно-исторический мемориальный комплекс, посвященный героическим защитникам Арктики в годы войны, светящийся маяк — памятник экипажу ледокольного парохода «Александр Сибиряков».
В 1950—60-е гг. расширяется Норильский горно-металлургический комбинат, осваиваются его сырьевые источники. Рудники Норильска, Дудинку и северные поселки связала ширококолейная железная дорога. В конце 1965 г. на Нижне-Хетской скважине № 1 был получен промышленный приток газа. В 1968 г. началось строительство газопровода Мессояха — Дудинка — Норильск. В 1975 г. была запущена Усть-Хантайская ГЭС.
С 1978 г. арктическая навигация в Дудинском морском порту стала круглогодичной, появились суда усиленного ледового класса. В 1982 г. Дудинский порт получил статус морского порта.
К началу 80-х гг. XX в. было открыто 13 газовых и газоконденсатных месторождений, из них пять крупных. Была найдена и таймырская нефть. В 1984 г. на буровой «Сузунская-3» было открыто первое месторождение нефти промышленного значения. В 1982 г. в Дудинке в эксплуатацию введен комплекс по переработке газового конденсата.
В 1977 г. Таймырский национальный округ был переименован в Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ (ТАО). А в 1992 г. получил статус самостоятельного субъекта Российской Федерации, оставаясь частью Красноярского края. В 2006 г. в результате объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии Таймырский автономный округ был преобразован в Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края. День Таймыра празднуется ежегодно 10 декабря.
Официальный сайт Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого района