Воронков, Алексей Алексеевич. Марь

Распечатать

Автор :

Воронков, Алексей Алексеевич

Аннотация :

Веками жил народ орочонов в енисейской тайге. Били зверя и птицу, рыбу ловили, оленей пасли. Изредка "спорили" с соседями - якутами, да и то не до смерти. Чаще роднились. А потом пришли высокие "светлые люди", называвшие себя русскими, и тихая таежная жизнь понемногу начала меняться. Тесные чумы сменили крепкие, просторные избы, вместо луков у орочонов теперь были меткие ружья, но главное, тайга оставалась все той же: могучей, щедрой, родной.

Но вдруг в одночасье все поменялось. С неба спустились "железные птицы" - вертолеты - и высадили в тайге суровых, решительных людей, которые принялись крушить вековой дом орочонов, пробивая широкую просеку и оставляя по краям мертвые останки деревьев. И тогда испуганные, отчаявшиеся лесные жители обратились к духу-хранителю тайги с просьбой прогнать пришельцев...


Отрывки из произведения:

Хороша тайга и величава в любое время года. Вот и сейчас, в начале сентября, когда нет-нет да дохнет из якутских глубин ледяной сквознячок, предвещая долгую затяжную зиму, она награждает тебя покоем, притягивает, манит к себе своей тайной и вселяет надежду. Это как море, притихшее перед штормом, но что там будет впереди - неизвестно. А тайга и есть море, только другое. Здесь тоже есть штиль, но бывают и бури, и шторм, и беда. Особенно берегись ее зимой. Коль не знаешь ее троп-перепутий - лучше не суйся. Погубит. Заплутаешься, потеряешь силы, упадешь. Это только кажется, что по следам в снегу можно выйти к людям. Тайга - это великий лабиринт, где свои же следы и запутают тебя. Пойдешь по ним - и еще больше запутаешься. Беда... И нужно быть опытным человеком, чтобы выйти живым из этих здешних лабиринтов, и нужно уметь слушать голоса тайги и иметь звериное чутье, чтобы не сгинуть в этом диком безмолвии.
А люди идут и идут в тайгу, и многие не возвращаются назад. Как не возвращаются они порой с вершин гор, из глубоких пещер, из морских далей. Природа - это тот же космос, который удивителен и в то же время жесток. А тайга - это самая загадочная и непредсказуемая часть этой природы.

– Марь. - Москва : Вече, 2016, с. 9-10 (про Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район)

В электронном каталоге библиотеки


До прихода в эти края цивилизованной России предки Еремы Савельева были вольным народом, заселявшим огромные территории от Енисея до Охотского моря. До начала коллективизации все они были кочевниками. В поисках богатых лишайников они гоняли по тайге и тундре стада оленей и одновременно занимались охотой. Оленье мясо было их главной пищей, ну а охотничьи трофеи, а это соболь, горностай, медведь, согжой, которого здешние эвенки называли еще нанаки, и многое другое служили им валютой. Все это можно было выменять в русских селениях на ружья, порох, украшения и одежды. Впрочем, и сами они не брезговали тем, что удавалось уравть у тайги. Правда, людьми они были не жадными, поэтому брали у нее столько, сколько нужно было для их скромного существования. За богатством не гнались, но и от бедности старались уйти. Главное, чтобы было тепло в чуме, была пища, была одежда. И если у кого-то случалась беда, всем миром шли на помощь. И согреют, и ободрят, а главное - накормят.

– Марь. - Москва : Вече, 2016, с. 15-16 (про Красноярский край, Эвенкийский муниципальный район)

В электронном каталоге библиотеки



© Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края, 2015